Ольга Тонина

 

Потери люфтваффе. Ацкий взгляд  брюнетки.

 

 

           

            Те, кто восхваляет гитлеровский фашизм, вермахт, люфтваффе обзавелись своеобразной «гламурной» лексикой внушающей уважение непосвященному человеку, создающей иллюзию научности и достоверности. Типичным примером такой лексики служит высказывание Олега Каминского, автора статьи «Мессершмитты» над Кубанью»:

«Поразительно, но в немецких документах вообще нет сведений о потерях, понесенных в тот день в воздухе, и значится лишь один Bf 109 (W/n 14719), поврежденный на 35% во время руления по аэродрому Гостагаевская

На первый взгляд звучит красиво и достоверно. Но только на первый взгляд, ибо единственной достоверным фактом автора в данном высказывании является его умение вылизать зад фашизму, в надежде на получение литературной премии имени Гитлера из рук американского правительства.

Чего на самом деле стоят такие высказывания? О чем на самом деле говорят такие записи – «поврежден на 35%»?

Прежде всего, следует разъяснить, что среди исследователей существует два метода подсчета потерь немецкой авиации – метод подсчета «сверху» и метод подсчета «снизу». При подсчете «сверху» - отсчет начинают от  больших величин – например, от числа самолетов произведенных  Германией за годы Второй мировой войны, или от сопоставления ежегодного  производства самолетов в Германии и численности самолетного парка люфтваффе. От больших чисел исследователи переходят к более малым величинам – численности подразделений и т.п.

При подсчете «снизу» используются вышеупомянутые W/n 14719  и фразы типа «поврежден на 19,5%» , перечисляются сведения об экипаже самолета и т.п.

При подсчете «сверху» выявляется огромное количество самолетов, персональная судьба которых неизвестна. При подсчете «снизу», вышеупомянутые самолеты исчезают напрочь, как будто промышленность Германии их не производила.

 

Для ответа на заданные выше  вопросы, используем два источника:

1.Таблицы Майкла Холма на http://www.ww2.dk которые, можно отнести к методам подсчета потерь «сверху».

2.Книгу А.Н. Заблотского и Р.И.Ларинцева «Ю-87» в прицеле», являющуюся наиболее полным сборником поименных потерь самолетов типа Ю-87 на советско-германском фронте в 1941-1943 годах. Данную книгу можно отнести к методу подсчета потерь «снизу».

            Поскольку один из авторов книги - Р.И.Ларинцев считает, что данные за 4 квартал 1943 года по потерям неполные, то произведем подсчет потерь для StG1 с марта 1942 года по сентябрь 1943 года по двум источникам и совместим их:

 

Stab/StG1  http://olga-tonina.narod.ru/ju87/stg-1-st.htm

 

I./St.G.1.  http://olga-tonina.narod.ru/ju87/stg-1-01.htm

 

II./St.G.1. http://olga-tonina.narod.ru/ju87/stg-1-02.htm

 

III./St.G.1. http://olga-tonina.narod.ru/ju87/stg-1-03.htm

 

Полученные результаты сведем в таблицу:

 

.

Потери «снизу»

По книге «Ю-87» в прицеле»

 

Потери «сверху» (по М. Хольму)

Подразделение

Безвозвратные

и ремонт

Безвозвратные

Ремонт

Итого

Stab/StG1

8

6

8

14

I./St.G.1.

56

63

4

67

II./St.G.1.

99

90

70

160

III./St.G.1.

168

166

33

199

Итого

331

325

115

440

 

Какие выводы можно извлечь из этой таблицы? Благодаря кропотливой работе авторов книги «Ю-87» в прицеле», собравших достаточно полные сведения о повреждениях и потерях Ю-87 на советско-германском фронте, мы видим, что общее число потерь Ю-87 для St.G.1 с марта 1942 по сентябрь 1943 года  – 331 самолет уничтоженными и поврежденными, практически совпадает с числом безвозвратных потерь указанных по таблицам Майкла Хольма – 325 самолетов. Разница в 6 самолетов (или 3 самолета, т.к. в число потерь St.G.1 дополнительно внесены три самолета принадлежность которых установить не удалось) составляет 1,8 % (или 1 % если выкинуть три неопознанных самолета). В то же время у М.Хольма помимо 325 потерянных безвозвратно, числится еще 115 переданных в ремонт – т.е. списанных с баланса части.

  Общие потери (безвозвратные и ремонт) по М. Хольму для  St.G.1 составляют 440 самолетов. Разница между 440 (М. Хольма) и 331 (А.Н. Заблотского и Р.И.Ларинцева) – 109 самолетов – 25%.

Какой отсюда напрашивается вывод?

Вывод очень простой – в сводки службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе, из которых авторы книги черпали свои сведения  вносились исключительно безвозвратные потери.  Самолеты, отправляемые в ремонт, в данные сводки не заносились. Именно отсюда и возникает 25% разница между данными Майкла Хольма и данными службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе. Не заносились и самолеты, ремонт которых производился местными аэродромными службами – поэтому реальное число поврежденных будет еще выше, чем у Хольма.

Ну, а фраза Каминского про  «…значится лишь один Bf 109 (W/n 14719), поврежденный на 35%» означает, что этот упомянутый Bf 109 (W/n 14719) на самом деле уже не подлежит никакому ремонту и отнесен в разряд утерянных безвозвратно. Указанный процент повреждений – фикция, ибо вне зависимости от того, сколько написано: «поврежденный на 5%» или  «на 50%» - самолет, попавший в сводку службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе  в небо более не взлетал.

Используются технологии uCoz