Основные предприятия отечественного судостроения и смежных отраслей промышленности конца XIX - начала - ХХ вв.
Название предприятия (завода) |
Год основания |
Местонахождение |
Вид производства1 |
Число рабочих |
|
В 1900-1910 гг. |
В 1911-1917 гг. |
||||
Казенные: |
|
|
|
|
|
Главное Адмиралтейство2 |
1704 |
Петербург |
Кк |
|
|
Новое Адмиралтейство3 |
1800 |
Петербург |
Кк |
1880-3,500 |
4,500 |
Галерный островок3 |
1830 |
Петербург |
Кк |
||
Балтийский |
1856 |
Петербург |
Кк, Мк |
5,000 |
8,000 |
Охтинская верфь4 |
1781 |
Петербург |
Кс |
800 |
– |
Ижорский |
1703 |
Колпино |
С, Ц, Б, Км, Мс |
3,000-4,500 |
5,000-9,500 |
Обуховский |
1863 |
Петербург |
С, Ц, Б, А, БШ, П |
3,300-4,300 |
6,000-12,000 |
Мастерские и пароходный завод |
1703 1858 |
Кронштадт |
Р, Км, Мм, П |
1,200-2,000 |
3,000 |
Мастерские |
– |
Ревель |
Р |
300 |
200 |
Мастерские |
– |
Либава |
Р |
1,200 |
300 |
Николаевское Адмиралтейство5 |
1788 |
Николаев |
Кк, Мм |
1,200-2,500 |
4,000 |
Лазаревское Адмиралтейство |
1849 |
Севастополь |
Кк, Р |
1,000-2,500 |
5,000 |
Механический |
1864 (1885) |
Владивосток |
Р, Км, Мм |
1,100 |
1,000 |
Мастерские6 |
1898 |
Порт-Артур |
Р |
1,500 |
|
Частные: |
|
|
|
|
|
Франко-Русский |
1881 |
Петербург |
Мк |
2,400 |
6,600 |
Невский |
1857 |
Петербург |
Кс, Мс |
3,200-6,200 |
5,500-12,000 |
Металлический |
1857 |
Петербург |
С, Км, Мк |
2,000 |
5,000-6,000 |
Путиловский |
1801 |
Петербург |
С, Кс, Мс, БШ, А, Т |
8,000-12,000 |
17,500-28,600 |
Путиловская верфь |
1912 |
Петербург |
Кс |
– |
2,400-4,500 |
Меднопрокатный (бывший Розенкранца) |
1857 |
Петербург |
Ц |
1,300 |
2,400 |
Г.А. Лесснера |
1853 |
Петербург |
Мм, Т, А |
600 |
2,500 |
"Феникс" |
1868 |
Петербург |
Мм, Т, А |
350 |
500 |
Людвига Нобеля |
1862 |
Петербург |
Мс, Т |
– |
1,000 |
"Роб. Круг" |
1876 |
Петербург |
Мм |
60 |
150 |
Сан-Галли |
1853 |
Петербург |
С, Мм |
650 |
1,000 |
Кабельный |
1879 |
Петербург |
Э |
500 |
1,200 |
Электромеханический ("Дюфлон и Константинович") |
1896 |
Петербург |
Мм, П, Э |
170 |
250 |
"Сименс и Гальске" |
1898 |
Петербург |
П, Э |
850 |
850 |
"Сименс-Шуккерт" |
1913 |
Петербург |
П, Э, Мм |
– |
1,400 |
Электромеханический и телефонный Н.К. Гейслера |
1878 |
Петербург |
П |
200 |
800 |
Телефонная фабрика Л. и М. Эриксона и Ко |
1897 |
Петербург |
П |
300-500 |
1,500-2,200 |
Крейтона |
1842 |
Або |
Км, Мм |
– |
– |
Мостостроительный |
1840 |
Гельсингфорс |
Км, Мм |
260 |
1,600 |
Сандвикский корабельный док |
– |
Гельсингфорс |
Км, Р |
– |
1,000 |
Бьернеборгский |
– |
Бьернеборг |
Км |
– |
– |
Выборгский механический и судостроительный |
– |
Выборг |
Км, Мм |
– |
– |
Варкауский |
– |
Нишлот |
Км |
– |
– |
Русско-Балтийский |
1913 |
Ревель |
Кк, Мк |
– |
3,000-7,500 |
Ревельский Беккера |
1913 |
Ревель |
Кк, Мк |
– |
3,000 |
"Ноблесснер" (Петровская верфь) |
1913 |
Ревель |
Кс |
– |
600 |
"Вольта" |
1899 |
Ревель |
Мм, Э, П |
600 |
600 |
Рижский Беккера |
1882 |
Рига |
Км, Мм |
– |
1,000-1,900 |
Николаевский судостроительный ("Наваль") |
1896 |
Николаев |
Кк, Мк, С, БШ |
2,000 |
5,700-13,500 |
Черноморский механический7 |
1896 |
Николаев |
Мм |
1,000 |
– |
Екатеринославский железноделательный и сталелитейный |
1887 |
Екатеринослав |
С |
8,200 |
8,200 |
Адмиралтейство РОПиТ |
1904 |
Одесса |
Р |
– |
900 |
"Беллино-Фендерих" |
1857 |
Одесса |
Р, Мм, Кс |
450 |
500 |
Сормовский |
1849 |
Нижний Новгород |
Кс, Мс, А |
12,000 |
11,000-20,000 |
"Нижегородский теплоход" |
1913 |
Нижний Новгород |
Км, Мс |
– |
300 |
Коломенский |
1862 |
Коломна |
С, Ц, Км, Мс |
10,200 |
10,000 |
Верфь Коломенского завода |
1871 |
Муром |
Км, Мс |
– |
4,000 |
1
Буквами обозначены: К – корпусостроение,
М – машиностроение, П – приборостроение, Э – изделия
электротехнического производства, Р – судоремонт, Б – производство брони, БШ –
выпуск орудийных башен, А – артиллерийское вооружение, Т – торпедно-минное
вооружение, С – литье, прокат, кузнечное производство, Ц – производство и
обработка цветных металлов, медницкое производство. Индексы
"к", "с", "м" означают характер изделий –
крупные, средние, мелкие.
2 Упразднено в
3 С
4 С
5 С
6 В период 1898-1904 гг.
7 С