ОЛЬГА ТОНИНА
«ОПИСАНИЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
НА МОРЕ В 37-38
Г.Г. МЕЙДЗИ»
15 (28) января 1904 г. капитан 1 ранга Н.К. Реценштейн Начальник отряда Владивостокских крейсеров был сбит извозчиком и угодил в госпиталь. Об этом был немедленно извещен наместник императора на Дальнем Востоке генерал-адъютант адмирал Е.И.Алексеев, а также флагман Тихоокеанской эскадры вице-адмирал О.А.Старк. В момент прихода телеграммы Алесксеев и Старк собирались на очередной банкет по случаю чьих-то именин, а тут еще капитан 2 ранга Николай Оттович фон Эссен рвется на прием к Старку с какой-то докладной запиской. Пришлось принять. Командир крейсера «Новик» в своей докладной записке пытался довести до начальства мысль об опасности стоянки эскадры на внешнем рейде Порт-Артура, и предлагал несколько вариантов от минимального – установки противоторпедных сетей до максимального – перевода эскадры на внутренний рейд.
Начальники не любят подчиненных с инициативой, особенно если те лезут в самый неподходящий момент . Ну что могут сделать эти желтые макаки? Шапками закидаем. Поэтому решение созрело мгновенно и синхронно – Николаю Оттовичу приказали на «Новике» убыть во Владивосток и принять временное командование отрядом крейсеров. А бумага его естественно будет рассмотрена в ближайшее время. Банкет удался. И проблемы были решены – смутьяна спокойствия и благодушия убрали с глаз долой. А чтобы подсластить пилюлю – стал Николай Оттович 25(7 февраля) января 1904 г. капитаном 1 ранга.
Прибыв на место, новый командир отряда пересмотрел составленные ранее планы его использования, и даже отправил 26 января докладную записку (наверное ее тоже рассмотрят ). Он решил разделить отряд и действовать не только со стороны восточного побережья препятствуя воинскому снабжению японской армии, но и западного препятствуя подвозу сырья для экономики. С востока должны были действовать «Рюрик», «Богатырь» и «Новик», с запада «Россия», «Громобой» и «Лена».
Говорят в ночь на 27 января 1904 года в Порт-Артуре состоялся бал по слкчаю именин Марии – жены вице-адмирала О.А.Старка, и бал этот открыл сам Евгений Иванович. Но бал был сорван внезапной атакой японского флота. «Цесаревич», «Ретвизан» и «Паллада» были торпедированы японскими миноносцами.
27 января в 900 пришла телеграмма командующему отрядом крейсеров о начале боевых действий против Японии. К 12 часам дня все корабли, через расчищенный ледоколами проход вышли в море. 29 января при входе в Сангарский пролив Западным отрядом был остановлен пароход «Наканоура-мару» и после досмотра потоплен, несмотря на начинающийся шторм отряд прошел между островами Хоккайдо и Хонсю и двинулся курсом зюйд в сторону Токио. Отряд шел строем фронта, расстояние между мателотами четыре мили.
1(14) февраля 1904 г. в 120 милях южнее Йокосуки наблюдатели, следовавших, под британским торговым флагом и под командованием английских офицеров резерва Пейнтера и Ли крейсеров «Ниссин» и «Касуга» заметили на горизонте по направлению норд-ост дымы и мачты неизвестного парохода. Восходящее солнце мешало определить его тип и принадлежность. Вскоре все прояснилось. В 7часов тридцать минут по местному времени на расстоянии в 50 кабельтовых наконец то удалось различить четыре трубы и принадлежность крейсера. Это был броненосный крейсер «Россия» шедший к тому времени девятнадцатиузловым ходом. Через минуту нос крейсера окрасился дымом от выстрелов. Первый залп лег с недолетом. Пейнтер командовавший «Ниссином» повернул к берегу, следом повернула «Касуга» Ли. Почти месячный переход крейсеров из Средиземного моря подходил к концу и казалось, что все опасности уже позади. В Средиземном море англичане обеспечили прикрытие от русской эскадры контр-адмирала А.А.Вирениуса выделив броненосный крейсер «Кинг Альфред» в Порт-Саиде и обеспечив безопасный переход в Индийский океан. В принципе русская «Аврора» находившаяся в Порт-Саиде с семью миноносцами могла попытаться их догнать, следуя полным ходом и бросив миноносцы, но им повезло.
Возникшая проблема заключалась в том, что несмотря на качественный перевес – два броненосных крейсера с улучшенным бронированием и рациональным вооружением против одного русского броненосного океанского типа – этот перевес нельзя было реализовать. Экипажи «Ниссина» и «Касуги» сейчас были укомплектованы на одну пятую по 120 человек, вместо положенных 600 по штату. Матросы были английские и японские, кочегары – итальянские, и на встречу с русскими кораблями никто увы не рассчитывал.
Через три минуты «Россия» сумела пристреляться по «Ниссину», и он в течении минуты получил четыре попадания. 203 мм снаряд ударил в стык 120 мм бронированного траверса кормовой башни 22 мм броневой палубы и взорвался. Раскаленные осколки воспламенили заряды кормовых погребов, и над кормой крейсера взметнулся столб пламени выше мачты. Последствия других трех попаданий 152 мм снарядами были не столь заметны. Первый пробил дыру в кормовой трубе и упал в море не разорвавшись. Второй, снес за борт левое кормовое 152 мм орудие на верхней палубе, а третий разбил в щепки правый паровой катер и упал в море впереди по курсу. Вслед, за столбом пламени над морем прокатился гул и «Ниссин» полностью окутался густым черным дымом.когда дым начал рассеиваться «Россия перенесла огонь на «Касугу».Вскоре наблюдатели с «Касуги» заметили дымы еще двух приближающихся кораблей. Через десять минут преследования «Касуга» окуталась паром и стала сильно сбавлять ход. На кормовой надстройке крейсера возник пожар. Через еще двадцать минут все было кончено. Творение итальянских кораблестроителей скрылось с поверхности моря. Подобрав, двадцать пять спасшихся человек русские крейсера повернул на норд и стал приближаться к берегам Японии.
«Описание
военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи»
Первого
февраля патрульный корабль «Коото-Мару» под командованием
капитан-лейтенанта Сата Наомичи
патрулируя в 120 милях южнее Йокосуки в 14 часов тридцать минут
обнаружил
обломки спасательной шлюпки и спасательные круги с британских торговых
кораблей
«Морено» и Ривадавия».
В ночь с первое на второе февраля 1904 г.порт Йокосука подвергся бомбардировке, выпустив порядка пятнадцати снарядов на каждое орудие отряд Эссена взял курс на восток. До своего возвращения во Владивосток 12 февраля отряд Эссена успел задержать и конфисковать четыре английских парохода с различными грузами.
Действия восточного отряда не были столь успешны – один потопленный транспорт – «Кишню Мару» перевозивший войска (около четырехсот человек) а также один реквизированный транспорт. Восточный отряд вернулся во Владивосток 10 февраля.
15 февраля 2-й боевой отряд 2-й эскадры вице-адмирала Камимуры – броненосные крейсера: «Идзумо», «Адзума», «Асама», «Якумо», «Ивате», а также крейсера «Касаги» и «Иосино» в соответствии с полученным приказом от адмирала Того прибыли к острову Аскольд, и двинулись в Уссурийский залив. Крейсера «Кассаги» и «Иосино» были оставлены у входа в Восточный Босфор для наблюдения, а 2-й боевой отряд строем кильватера приблизился на расстояние около 40 каб. к мысу Басаргина и в 13ч 30 мин. открыл перекидной огонь по крепости и восточной части города. В 13 ч 32 мин. русские поставили дымзавесу, дым от которой стал закрывать город и пролив Восточный Босфор, одновременно ранее неизвестная японцам батарея на мысе Вятлина с расстояния 20 каб. открыла огонь по крейсерам «Касаги» и «Иосино». Эта батарея была установлена Эссеном незадолго до выхода отряда в море. Она была укомплектована 2 погонными шестидюймовками, снятыми с «России» и «Громобоя». Информация о ее установке и пристрелки, увы не успела своевременно дойти до японцев, а неудачный ракурс расположения крейсеров по отношению к батарее сделал их очень удачной мишенью. Благодаря эффекту внезапности батарея в течении 7 минут вела огонь практически безнаказанно, и прежде чем Камимура приказал перенести огонь броненосных крейсеров на ее подавление успела выпустить около пятидесяти снарядов беглым огнем, из которых шесть поразили «Касаги», а четыре «Иосино». Изделие Крампа оказалось недолговечным – один из снарядов срикошетировал от скоса броневой палубы и не принес существенного урона, но два попадания в ниже ватерлинии в носовую часть, создали серьезные проблемы – крейсер стал оседать на нос и на правый борт. Командир «Касаги» капитан 1 ранга Идэ Ринкоку был ранен осколками снаряда попавшим в боевую рубку. Крейсер потерял носовую трубу и носовое 203 мм орудие. «Иосино» повезло больше – за исключением выведенного из строя руля, и пробоины ниже ватерлинии в корме, существенного урона стрельба батареи не принесла. Если конечно не считать того, что крейсер, не сумев вовремя перейти на управление рулевыми машинами, зашел в пролив Восточный Босфор. Но Саеки Кураси, допустил ошибку - он начал разворачиваться, работая машинами враздрай и перегородил расчищенный ото льда ледоколами фарватер. В этот момент его и поразили торпеды с миноносцев №211 и №209, и хотя № 211 был уничтожен огнем бортовыми 120 мм орудиями, а № 209 был тяжело поврежден, две 381 мм торпеды попали в правый борт крейсера, и он, двигаясь по инерции в сторону берега, стал валиться на правый борт, и в 13 часов 43 минут затонул на виду у берегового поста мыса Басаргин.
В 13 часов 45 минут наблюдатели с «Идзумо» заметили сквозь дым мачты русских крейсеров, идущих через Восточный Босфор. По мнению Камимуры командир русского отряда совершил серьезную ошибку – он успевал расположить свой отряд строем кильватера от мыса Вятлина до мыса Басаргина и последовательно расстреливать русские крейсера пробирающиеся по пробитому ледоколами фарватеру.
Николай Оттович понимал, что идет на страшный риск, и маневр, по разрезанию строя японского отряда надвое, с последующим уничтожением одной из его частей может не удасться. Крейсера шли кильватерной колонной «Громобой», «Россия», «Рюрик», «Богатырь», «Новик». Параллельно двигалась колонна из миноносцев №№201-206, 208, 210. Эссен хотел повторить маневр Нельсона в Трафальгарском сражении. Сквозь огонь японских крейсеров прошли не все – четыре номерных миноносца были потоплены, один потерявший управление был разрезан форштевнем «Рюрика», еще два лишились хода. «Громобой» и «Россия» лишились почти всей носовой артиллерии, остальным повезло больше – у «Рюрика» была пробита носовая труба, у «Богатыря» была повреждена носовая башня, «Новик» а также миноносец №203 повреждений не получили.
Ошибкой Камимуры, было то, что он очень близко расположился к фарватеру (очевидно желая прикрыть поврежденный «Касаги»). В 14 часов 05 минут «Громобой» прорезал строй японской эскадры между «Адзумой» и «Асамой» и дал залп орудиями обоих бортов, поле чего повернул влево, сосредоточив огонь на «Асаме», двигаясь в хвост японской колонны. Следом за ним японский строй прорезала «Россия», отвернув после прохождения вправо. По плану Эссена «Россия» должна была связать боем «Адзуму» и «Идзумо», пока остальные четыре крейсера отряда и миноносцы атакуют концевые корабли японской колонны. В 14 часов 07 минут снаряд выпущенный с «Ивате» угодил в боевую рубку «Рюрика», уничтожив всех кто в ней находился, и неуправляемый корабль рыскнул вправо ударив тараном в корпус броненосного крейсера «Адзума» в районе кормовой башни. В результате удара взорвалась торпеда в носовом торпедном аппарате «Рюрика» разрушив его носовую часть, а также, надводный борт японского крейсера. Шедший четвертым «Богатырь» наконец-то попал под огонь японских крейсеров, и за то время пока крейсер пытался обогнуть столкнувшиеся крейсера, получил шесть попаданий 152 мм снарядами. Столкновения с «Рюриком» ему удалось избежать, но в результате маневра, он навалился на идущий встречным курсом «Якумо», и крейсера прошлись впритирку к друг другу бортами, сметая торчащие дула шестидюймовок, и сминая и разрушая бортовые листы обшивки корпусов. Вылетевший из-за дыма миноносец № 203 разрядил два торпедных аппарата в ближайшие замеченные крейсера, после чего попытался развернуться, но был потоплен артиллеристами «Асамы». Обе торпеды попали в цель. Первая попала в «Асаму» в район носовой трубы, а вторая попала в навалившийся на «Якумо» «Богатырь» в район кормовой башни. Шедший следом «Новик» разрядил носовой торпедный аппарат в «Богатырь», а затем повернув влево прошел вдоль строя японского отряда и разрядил аппараты правого борта в «Ивате».
В 14 часов 12 минут, «Рюрику» удалось дать задний ход, и выдрать раскуроченный взрывом собственной торпеды нос из «Адзумы». «Адзума» стала быстро заваливаться на правый борт. «Богатырь» с креном на левый борт медленно погружался, осыпаемый снарядами с «Ивате». Одна из торпед «Новика» попала «Ивате» в район рулевых машин, вторая прошла мимо. Дело усугублял поменявшийся ветер, который сносил поставленную дымзавесу на корабли ухудшая видимость. «Новик» после торпедной атаки попытался развернуться другим бортом, но из-за плохой видимости чуть было не атаковал «Громобой», который успел переместиться в хвост японской колонны. Тяжелее всего пришлось «России», которая шла под градом снарядов «Адзумы» и «Идзумо», ее расположенные практически без всякой защиты орудия правого борта в течении нескольких минут были выведены из строя, в довершение хаоса ожившая на берегу острова Русский шестидюймовая батарея стала вести по крейсеру огонь, добившись двух попаданий. Выпущенная из носового торпедного аппарата торпеда прошла мимо, отброшенная струей винтов «Идзумо». Предпринятая Эссеном попытка таранить японский крейсер оказалась неудачной, флагманский крейсер Камимуры сумел увеличив ход уклониться вправо, в сторону пролива Восточный Босфор. Но в результате этого маневра Камимура оказался зажатым между «Рюриком» и «Россией», и одна из двух выпущенных «Рюриком» торпед достигла своей цели. Правда ответный град фугасных снарядов доконал и «Рюрик» - с креном на правый борт задним ходом он стал выходить из боя.
В 14 часов 23 минуты крейсер «Новик» выпустил две торпеды из аппаратов левого борта по «Якумо» добившись двух попаданий, но попав при этом под сосредоточенный огонь «Ивате», «Идзумо» и «Громобоя». В течении трех минут «Новик» был превращен в пылающую развалину, и его командир направил его на отмель возле мыса Басаргина. В 14 часов 25 минут затонул «Богатырь», в 14 часов 28 минут затонул «Адзумо»
Пытаясь вырваться из ловушки Камимура вступил в дуэль с «Громобоем» и развернувшейся уцелевшими орудиями левого борта «Россией». Артиллерийская дуэль продолжалась около десяти минут, после чего флагманский крейсер 2-го боевого отряда затонул с креном на правый борт. «Якумо» выбросил белый флаг в 14 часов 45 минут. В 14 часов 57 минут, он внезапно повалился на правый борт и продержавшись около двух минут затонул. «Асама» спустила флаг в 14 часов 50 минут. «Ивате» сумел вырваться, и управляясь машинами двигался в сторону Уссурийского залива. Преследовать его было некому, ибо все крейсера Владивостокского отряда были выведены из строя.
Николай Оттович фон Эссен сидел в флагманской каюте крейсера «Россия», и лихорадочно думал о прошешем бое. Только сейчас, после того, как он принял доклады от командиров кораблей о потерях и полученных повреждениях, он начал осознавать, что его победа, по своей сути означает катастрофу. «Богатырь» потоплен. «Рюрик» и «Новик», которые удалось спасти посадив на мель, по своей сути тоже потоплены, ибо сил и средств Владивостока не хватит, для того, чтобы в течении года ввести хотя бы один из них в строй. Требуется не только ремонт в доке, но и замена паровых машин и котлов на «Новике», и по сути замена носовой оконечности на «Рюрике», а до того нужно заделать многочисленные пробоины, откачать воду, снять с мели и оттащить в порт. «Россия» и «Громобой» требуют трех-четырех месячного ремонта, с заменой большинства орудий. Трофейная «Асама» также требует ремонта и докования. В наличии у него только вспомогательный крейсер «Лена» и один поврежденный номерной миноносец. Николай Оттович встал, и стал ходить по каюте в поисках выхода из данной ситуации.
«Описание
военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи»
14
февраля броненосец «Фудзи» в тумане протаранил крейсер
«Касаги» в
десяти милях к северу от Сасебо. Крейсер «Касаги» затонул
через две минуты, из
всего экипажа спасти удалось четверых человек. 14 февраля 2-й боевой
отряд 2-й
эскадры вице-адмирала Камимуры – броненосные крейсера:
«Идзумо», «Адзума»,
«Асама», «Якумо», «Ивате», а также
крейсер
«Иосино»
в соответствии с полученным приказом от
адмирала Того отправился в Сан-Франциско с дипломатическим визитом.
15 февраля 1904 г. четвертым отряд японских
крейсеров – крейсера «Нанива»,
«Такачихо», «Акаси», и «Нийтака»,
после двадцати
минутной дуэли русскими крейсерами потопили броненосный крейсер
«Рюрик»,
крейсера «Богатырь», «Новик», а также повредили
броненосные крейсера «Россия» и
«Громобой».
20 февраля вспомогательный крейсер «Лена» был отправлен в крейсерство к западным берегам Японии.
25 февраля 1904 года правительство Японии договорилось через посредников о покупке трех британских броненосных крейсеров «Монмоут», «Эссекс», «Бервик», а также броненосцев «Конститусьон» и «Либертад» строившихся по заказу «Чили», а также6 500 т контрминоносцев и десяти 300т миноносцев. Одновременно с целью исключения повторения ошибки с «Ниссин» и «Касуга» в Англию на британских торговых судах были отправлены команды для их приема.
15 марта кайзер Вильгельм II нанес визит «брату Никки» на яхте «Гогенцоллерн» в сопровождении крейсеров «Принц Адальберт» и «Фридрих Карл». Кайзер предложил «брату» заключить договор между Германией и Россией, с последующим присоединением к нему Франции. Договор имел антианглийскую направленность. Также он предложил купить броненосные крейсера необходимые для борьбы с японским флотом. Поскольку обсуждение этих вопросов было кулуарным, то договор был заключен, а крейсера «Принц Адальберт» и «Фридрих Карл» вошли в состав Балтийского флота под именами «Варяг» и «Богатырь».
30 марта на минах подорвался и погиб броненосец «Петропавловск» вместе с командующим эскадрой вице-адмиралом С.О. Макаровым, также подорвался на мине и получил серьезные повреждения броненосец «Победа».
4 апреля вспомогательный крейсер «Лена» вернулся во Владивосток. За время крейсерства ему удалось потопить два японских транспорта, а также захватить один английский пароход с грузом угля. Этот поход возымел очень большое психологическое значение, ибо на биржах известие о действии русского крейсера произвело панику. Выходы в море многих пароходов были отложены. Адмирал Того был вынужден перебросить отряд крейсеров в район действий русского рейдера, правда, к тому времени его уже там не было.
12 апреля 1904 г. было принято решение об отправке 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток. Командующим эскадры был назначен вице-адмирал Рождественский Зиновий Петрович. Во Владивостоке был закончен ремонт крейсера «Громобой». 15 апреля 1904 года крейсер под командованием капитана 2 ранга Эссена отправился к берегам Кореи. «Лена» взяла курс к западным берегам Японии. 16 апреля 1904 года во Владивосток прибыл контр-адмирал Карл Петрович Иессен, назначенный новым начальником отряда Владивостокских крейсеров.
В ночь с 19 на 20 апреля японцы предприняли три атаки брандерами и частично заблокировали выход из Порт-Артурской гавани.
2 мая 1904 года шесть броненосцев японского флота начали бомбардировку Порт-Артура. В 10 часов 05 минут броненосец «Хацусе» подорвался на мине выставленной минным заградителем «Амур».Через 1 час 40 мин. в результате взрыва второй мины на нем сдетонировали боеприпасы и он затонул. В 12 часов 15 минут на мине подорвался броненосец «Ясима», несмотря на попытки экипажа справится с поступлением воды в 17 часов 41 минуту броненосец затонул. Никаких активных действий со стороны 1-й эскадры, кроме вялой атаки миноносцев предпринято не было.
«Описание
военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи»
2 мая
1904 года броненосец «Хацусе» был атакован русской
подводной
лодкой, и после попадания двух торпед затонул. Броненосец
«Ясима» пропал без
вести во время шторма 3 мая 1904 года при переходе в Сасебо.
4 мая 1904 года контр-адмирал Иессен вышел в море на «Громобое», в сопровождении вспомогательного крейсера «Лена». В районе острова Цусима русские крейсера вступили в бой с четвертым отрядом японских крейсеров – крейсерами «Нанива», «Такачихо», «Акаси», и «Нийтака», после двадцати минутной дуэли русским крейсерам удалось оторваться и вернуться во Владивосток. К 30 июня удалось закончить ремонт броненосного крейсера «Россия», а также поставить в док трофейную «Асаму». «0 июля ее так же удалось ввести в строй, укомплектовав экипажем «Рюрика».
25 июля 1904 года японцы начали обстрел кораблей 1-й эскадры из береговых орудий. Во время обстрела был ранен контр-адмирал В.К.Витгефт. 28 июля на русские корабли развели пары и с рассветом начали покидать рейд Порт-Артура. Броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан», «Победа», «Пересвет», «Севастополь», «Полтава», а также крейсера «Диана» и «Паллада» шли в кильватерной колонне, «Аскольд» шел впереди, миноносцы шли на траверзе «Цесаревича». В 12 часов русская эскадра вступила в боевое соприкосновение с японским флотом. Японцы шли с северо-востока пытаясь пересечь курс русской экадры. Броненосцы «Микаса», «Асахи», «Фудзи», «Сикисима», крейсера «Акаси», «Сума», «Акицусима», «Такасого», «Идзуми» шли строем кильватерной колонны под флагом адмирала Того. С юго-востока показалась вторая группа японских кораблей крейсера «Хасидате», «Мацусима», «Ицукусима», «Чиода», «Нанива», «Такачихо», «Нийтака», броненосец «Чин-Иен», а также три отряда миноносцев. Того понимал, что его четыре броненосца в полтора раза уступают русским силам, но он решил повторить бой при реке Ялу, когда японские крейсера летучего отряда смогли одолеть китайские броненосцы. В 12 часов 40 минут с дистанции 80 кабельтовых он открыл огонь по русской эскадре. В 12 часов 45 минут русские корабли открыли ответный огонь. Витгефт решил избежать прохождения между колоннами японских кораблей, и повернул эскадру на юго-запад, в результате этого маневра «Паллада» и «Диана» оказались под сосредоточенным огнем эскадры Того, и 12 часов 57 минут «Паллада» исчезла в облаке взрыва, а «объятая пламенем «Диана» повернула в сторону Порт-Артура. В догонку ей устремились «Такасого» и «Идзуми» - и через час с ней было покончено. В результате маневра русской эскадры корабли второго японского отряда попали под сосредоточенный огонь русских броненосцев. В 13 часов 12 минут взорвался «Хасидате», в 13 часов 25 минут были потоплены «Мацусима» и «Такачихо», на остальных кораблях японцев наблюдали пожары. Русская эскадра сделала поворот на северо-восток. В 16 часов 47 минут наступила вторая фаза боя. Того повернув на восток прехватил русскую эскадру и двигаясь сходящимся курсом, для того, чтобы дать крейсерам в составе отряда ввести в действие среднюю артиллерию. В 17 часов 20 минут В.К. Витгефт, и находившийся на мостике командир броненосца были убиты разорвавшимся снарядом, и броненосец стал описывать циркуляцию вправо, одновременно очередной залп «Ретвизана» достиг цели, и над мостиком «Микаса» поднялся столб дыма и пламени. Командир «Ретвизана» не стал поворачивать за «Цесаревичем» и возглавил колонну броненосцев. В 17 часов 30 минут взорвался крейсер «Сума», а крейсер «Акаси» объятый пламенем вывалился из строя, и стал пересекать курс русской эскадры за кормой. Там его и настиг крейсер «Аскольд» державшийся во время боя на удалении, и через десять минут беглого огня шестидюймовок отправил на дно. В 17 часов 40 минут японская эскадра изменила курс и стала увеличивать дистанцию боя. Командир «Ретвизана» не стал преследовать, и в 18 часов 12 минут бой прекратился. 3 августа 1904 года русская эскадра добралась до Владивостока.
«Описание
военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи»
В
результате боя в Желтом море 28 июля 1904 года эскадра адмирала Того
потопила броненосцы «Ретвизан» и «Пересвет», а
также повредила четыре
броненосца и три крейсера.
02 августа 1904 года генерал-лейтенант Стессель и генерал-лейтенант Фок, после предпринятого японцами очередного обстрела Порт-Артура пописали акт о его капитуляции, с целью избежать «дальнейших и ненужных жертв».
05 августа 1904 года во Владивосток прибыл адмирал Е.И. Алексеев. По его приказу началась разукомплектация кораблей эскадры. Снимались орудия, формировались подразделения морской пехоты для отражения японского десанта. То, что японского флота уже практически не существовало, для него не было фактом – боязнь повторения ночной атаки Потр-Артура стала для него манией. Поэтому вместо ремонта и рейда к берегам Японии, эскадра застыла на рейде Владивостока с наполовину укомплектованными экипажами. Конец этому бездействию положило прибытие вице-адмирала П.А.Безобразова. Орудия снятые с кораблей стали возвращаться на место, экипажи отозваны обратно на корабли. Адмирал Е.И.Алексеев был отозван в Петербург. Причиной этого стало открытое недовольство и возмущение офицеров эскадры предательством Стесселя, Фока и пораженчеством наместника. Ники перепуганный возможностью повторения декабря 1825 года, да еще в условиях войны, решил спустить этот инцидент на тормозах. Однако время было упущено.
01 октября 1904 года из Либавы вышла 2-я Тихоокеанская эскадра. Семь броненосцев, три броненосных крейсера, четыре крейсера и восемь эсминцев. 2 октября 1904 г. контр-адмирал Уриу Сотокичи телеграфировал из Англии, что закупленные корабли готовы для перехода. Перед адмиралом Того возник серьезный вопрос. То, что русский флот бездействовал во Владивостоке, давало какой-то шанс, что соединение Уриу успеет обогнать 2-ю эскадру русских (пройдя через Суэц) и у него появится шанс уравнять силы. С другой стороны Уриу мог и не успеть, и 1-я русская эскадра могла проявить себя раньше, тогда расклад получался не в пользу японского флота. Кроме того, существовала вероятность того, что 2-я эскадра попытается перехватить соединение Уриу при выходе из Англии. Того склонялся к мысли, что Уриу необходимо задержать вторую русскую эскадру, навязав ей бой и нанеся ей максимальные повреждения застопорить ее продвижение, после чего продолжить движение в Японию, или интернироваться в европейских портах. Аналогичные мысли высказали и британские наблюдатели и советники находящиеся при штабе японского флота.
Только вот высказывая свои идеи и предлагая Того атаковать русские корабли в Северном море, англичане больше преследовали свои интересы. Им не нужна была ни сильная Япония, ни сильная Россия, так как у них были свои интересы в Китае, и они собирались расширить сферу влияния. Поэтому предложив Того план ночной атаки эскадры Рождественского, они одновременно устроили утечку информации об этом в Россию. Того согласился с предложенным планом, и соответствующие указания были даны Уриу.
3 октября 1904 года 1-я эскадра под командованием П.А.Безобразова, в составе 6 броненосцев, а также крейсеров «Асама», и «Аскольд» взяла курс на Сасебо. Крейсера «Россия» и «Громобой», вместе с крейсером «Лена» взяли курс через Сангарский пролив в район Токио. На рассвете 8 октября 1904 года русские броненосцы открыли огонь по японскому флоту стоящему в Сасебо.Крейсера «Аскольд» и «Асама» связали боем дозорный крейсер и два миноносца. Береговые батареи Сасебо укомплектованные древними орудиями никакого вреда своим ответным огнем причинить не смогли. Ответный огонь японских броненосцев стоящих на якоре оказался также неэффективным, - за исключением «Пересвета», у которого попаданием двенадцатидюймового снаряда вывело из строя кормовую башню, других успехов они не добились. Хуже всего пришлось броненосцу «Микаса» - снаряды разбили ворота сухого дока, и он затонул опрокинувшись на бок. Через сорок минут огня затонул «Асахи», еще через двадцать минут сдетонировали боеприпасы кормовых погребов на «Фудзи», взрывом повредило два стоящих рядом крейсера. Уверенность Того в безынициативности русского командования сыграла с ним дурную шутку. Через час двадцать русская эскадра взяла курс на Владивосток.
Отряд Иессена проник в Токийскую гавань в ночь с 7 на 8 октября, существовал риск встречи с японскими броненосцами, ибо у русского командования не было данных, о том, где они поставлены на ремонт, но за исключением дозорного парохода попавшего под форштевень «Громобоя» никаких препятствий не встретили. В планах значилась высадка десанта при благоприятных обстоятельствах с борта «Лены», но из-за сильного северного ветра дувшего в тот день от десанта пришлось отказаться. Бомбардировка Токио продолжалась 30 минут, помимо кораблей и судов в гавани обстреливался район морского арсенала, остров Каджимачи, на котором расположен императорский дворец, министерство финансов, здания Генштаба и военного министерства расположенные вокруг острова, Морская академия, Мореходная школа, а также газовый завод возле парка Шиба. От сильного ветра в пламя с горящих зданий сало перебрасываться на соседние, дым от разраставшихся пожаров сносило на русские корабли мешая ведению огня, а после того как стали взрываться боеприпасы арсенала и разлетаться по окрестностям Иессен скомандовал отход.
Данные о возможной атаке японцев Рождественский получил 6 октября на выходе из пролива Скагеррак. Прекратив погрузку угля, он построил эскадру в походный ордер – две колонны броненосцев и броненосных крейсеров, между ними транспорты и миноносцы, крейсера на флангах и взял курс не на SW, как планировал ранее, а на W, решив двигаться мористее, чем предполагалось. На кораблях было введено боевое освещение. В результате этого маневра в ночь с 6 на 7 октября русская эскадра прошла в 10 милях за кормой японского отряда Уриу, спешащего на перехват. В точке с координатами 55гр.18 мин. с.ш. и 5 гр. в.д. рыболовная флотилия английской компании «Kelsall Brother and Beaching Hall» занималась ловлей рыбы. С целью начать вытаскивание рыболовных сетей заведующий флотилией выпустил сигнальную ракету.
Этот сигнал, а также многочисленные ходовые огни рыбацких судов Уриу воспринял как идущую в атаку русскую эскадру. Море озарили вспышки залпов японских кораблей. Эскадра Рождественского в этот момент была уже у берегов Англии и спускалась на юг. 8 октября эскадра З.П.Рождественского зашла в Брест. Тогда-то все и случилось.9 октября 1904 года Англия выступила с нотой протеста в адрес России и Японии по поводу нецивилизованной братоубийственной войны, которую они развязали, также выступила по поводу уничтожения соединением Уриу рыболовной флотилии. Больше всего как ни странно досталось России. Англия потребовала от России заключения перемирия с Японией, возмещения ей убытков за сгоревший Токио, возмещения торговых убытков британским компаниям от действий русских крейсеров у берегов Японии,а также потребовала расторжения союзного договора с Германией. Провести мирные переговоры Британия предложила в Лондоне. В противном случае британское правительство пообещало предпринять меры по защите своей морской торговли, введя эскадры в Балтийское, Черное моря, а также отправив флот на Дальний Восток.
Николай№2 считал своим идеалом «тишайшего» Алексея Михайловича, и хотел править тихо мирно без смут и потрясений, поэтому уже 10 октября во всех утренних газетах появился его манифест, в котором говорилось о примирении с Японией и отправке графа Витте для переговоров в Лондон. К несчастью вечером 10 октября Царская чета решила посетить спектакль с выступлением пассии великого князя Алексея Александровича - Балетту. При ее появлении на сцене публика стала кричать : «Позор!», затем : «Пошел вон князь Порт-Артурский!». Освистанная Балета покинула сцену, и Алексей Александрович отправился ее утешать за кулисы. Между тем разгоряченная толпа двинулась из зала наверх в направлении царской ложи. У кого возникла идея «доложить» Государю правду теперь уже не установить, однако эти слова стали гулять по находящимся в зале, и толпа ринулась по направлению к двери царской ложи, охрана остановить толпу не успела, и плотный поток людей подпираемый и подталкиваемый сзади толпой хотевшей тоже «доложить» царю, хлынул на царскую ложу сметая кресла перила, а так же всех кто в ней находился. В последний момент кто-то из охраны попытался остановить идущих сделав несколько выстрелов в потолок, но эффект получился обратный – крики – «Государя японцы убили!» и напор усилился. Говорят, что в давке погибло около ста пятидесяти человек, включая государя с семейством. Когда мысль, о том что Государь убит японцами дошла до каждого неуправляемая толпа ринулась спасать от японских агентов Великого князя Алексея Александровича – он был обнаружен в гримерке Балетты Увидев перед собой разгоряченные и перекошенные лица, он приготовился встретить свою смерть. Толпа увидев князя живым и невредимым застыла в дверях, и начала передавать сзади стоящим «Жив князь! Жив!» Наконец кто-то из стоящих в первых рядах произнес «Великий князь! Император российский с семейством убит японцами, теперь вы наш государь!» В ответ на это Алексей Александрович после некоторой лихорадочно-судорожной работы мозга произнес: «Я отомщу за смерть Государеву!». В ответ раздались крики «Ура! Победа! Бей японцев!» И великого князя вместе с его метрессой подняли на руки и понесли из гримерной. В конце концов их опустили на землю, и охрана сумела навести порядок, но отступать было некуда, и Витте был отозван телеграммой, а утренний манифест Алексея Александровича выпущенный 11 октября отменял перемирие и продолжал войну.
Ответную ноту еще более строгого содержания британское правительство составить не успело, ибо по донесениям агентов из Германии стало известно, что Россия покупает у Германии около полусотни пароходов для переоборудования во в истребители торговли, причем по другому каналу эта новость попала в утренние британские газеты. На Лондонской бирже разразилась паника, и британскому правительству пришлось убрать свои жесткие требования и принести извинения, тем более, что вся политика слижения с Францией из-за этого скандала пошла прахом.Во французских газетах появилась серия статей с намеком «отомстим за Трафальгар». Больше всего на этом деле выиграли Ротшильды, которые воспользовавшись биржевой паникой сумели преумножить свой капитал – собственно французские газетные статьи это их рук дело, а вот информацию о крейсерах запустила Германия, которой нужен был союз с Россией. Англичанам удалось вернуть в лоно своих друзей Францию в 1907 году, но вот с Россией вышла промашка - императору Алексею требовались деньги для развития балета, да и для других целей тоже, например на дальнем Востоке. Поэтому он уклонялся от конкретных обязательств, и не хотел быть никому ничем обязан, в том числе и Вильгельму. Поэтому, когда в в1911 г. произошел «прыжок «Пантеры» Францию поддержала только Британия, но на словах ибо на деле план Шлиффена был приведен в исполнение, и в том же 1911 году, Франция по условиям Седанского мира рассталась с большой частью своих колоний.